Мощенкова Валентина Андреевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»
Проект по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности «Путешествие в страну безопасности»
Актуальность проблемы: Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
ЦЕЛЬ: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ЗАДАЧИ: Научить ребенка ориентироваться вокружающей его обстановкеи уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно-не опасно»; Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным; Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатель средней группы Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: творческий. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой (15-2 человек, все желающие). По времени проведения: краткосрочный (2 неделя) По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ По профилю знаний: ОО «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «ЧХЛ» По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы: Руководитель проекта – воспитатель, инструктор по ФИЗО. Дети и родители средней группы. Цель проекта: Получение знаний о правилах безопасности. Задачи проекта: Познакомить детей с правилами дорожного движения. закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Развивать грамматически правильную речь детей. Дать детям понятие «терроризм».
Проект включает в себя 3 этапа: Подготовительный. Основной. Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников: Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей. Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности. Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике. Обеспечение проектной деятельности: Диск «Безопасность», публикации в СМИ. Предполагаемый результат проекта: Дети знают и применяют на практике правила безопасного поведения на улице, в быту. Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Основной этап Образовательная деятельность по ОО «Безопасность», «Здоровье» - рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность». Рассматривание иллюстраций «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД). Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт». Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей». ОС «Если я дома один», беседа с последующим анализом. ОС «Спички детям не игрушки», беседа с последующим анализом. ОС «Как вести себя на дороге», беседа с последующим анализом. Рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки». Работа с родителями – изготовление информационного материала для детей по темам: «Правила дорожного движения», «Что такое терроризм?», «Средства для тушения пожара», «Запомни эти номера!». Встреча с работником пожарной инспекции. Заключительный этап Экскурсия по улицам поселка с соблюдением правил дорожного движения. Составление портфолио проекта. Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа: Определена тема проекта. Сформулирована цель и определены задачи. Произведён подбор материалов по теме проекта. Составлен план основного этапа проекта. Промежуточный отчет основного этапа проекта Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали: Образовательная деятельность по ОО «Безопасность», «Здоровье» - рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность». Рассматривание иллюстраций «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД). Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт». Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей». ОС «Если я дома один», беседа с последующим анализом. ОС «Спички детям не игрушки», беседа с последующим анализом. ОС «Как вести себя на дороге», беседа с последующим анализом. Рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки». Работа с родителями – изготовлен информационный материал для детей по темам: «Правила дорожного движения», «Что такое терроризм?», «Средства для тушения пожара», «Запомни эти номера!». Проведена встреча с работником пожарной инспекции. Промежуточный отчет заключительного этапа проекта На заключительном этапе проектирования, который длился 2 день дня Экскурсия по улицам с соблюдением правил дорожного движения. оформление материала в родительском уголке. Составление портфолио проекта. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут. Перспективный план в средней группе 1 КВАРТАЛ. Задачи: - формирование навыков личной гигиены; - учить детей правильному поведению в ситуации «один дома» (не брать предметы опасные для жизни, не открывать дверь чужим и т. д. ; - формирование представлений о витаминах и их пользе для здоровья; - формирование представлений о съедобных и ядовитых грибах, растениях; - знакомство со светофором и его сигналами, устройством проезжей части, предостеречь от игр на дороге; - уточнять и закреплять знаний детей о том, что нельзя пить грязную воду. Формы работы с детьми. 1. Беседы о личной гигиене в детском саду и дома. 2. Чтение художественных произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Маша-растеряша», р. н. сказка «Волк и семеро козлят». 3. Рассматривание макета дороги. 4. Сюжетно-ролевые игры «Шоферы», «Волшебный светофор». 5. Дидактические игры «Один дома», «Подбери игрушки малышам», «Приготовим салат»,«Съедобное-несъедобное», «Светофор». 6. Игра-драматизация по р. н. с. «Волк и семеро козлят» . 7. Моделирование ситуаций: ознакомление с групповой комнатой (запретные зоны, правила поведения в умывальной комнате, раздевалке, участок детского сада (обследование на предмет опасности, экскурсии в медицинский кабинет, улица, на которой ты живешь- найди дорогу домой. 8. НОД «Путешествие почемучек». Формы работы с родителями. 1. Анкетирование родителей. 2. Наглядная информация: режим дня, личная гигиена дома, папка-передвижка «Опасные ситуации в жизни детей». 3. Круглый стол «Давайте познакомимся». 2 КВАРТАЛ. Задачи: - формирование представления «Врачи – наши друзья», о пользе лекарств и витаминов, а также о том, что детям нельзя брать таблетки; - учить детей правильному поведению в ситуации «Один дома» (не открывать дверь чужим); - научить правильно себя вести в ситуации «если вы потерялись»; - формировать представления о пользе комнатных растений, о том, что растения поглощают углекислый (грязный) воздух, а выделяют кислород (чистый воздух); - научить детей пользоваться телефоном в экстренных случаях; - знакомство с водой и её свойствами; - формирование бережного, заботливого отношения к животным, а также осторожного обращения с ними (могут покусать, оцарапать, мыть руки после контакта с животными и т. д.) Формы работы с детьми. 1. беседы о пользе комнатных растений, воде, «Четвероногие друзья». 2. Чтение художественных произведений К. Чуковский «Телефон», «Айболит», рассказы о животных. 3. Дидактические игры «Кому откроешь дверь», «Если ребёнок потерялся», «Волшебница вода», «Телефон – наш помощник», «Испорченный телефон». 4. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Доктор Айболит». 5. Моделирование ситуаций: что делать, если потерялся, один на улице, почистим зубки бегемотику, таблетки в группе, собака-друг; 6. НОД «Внимание! Потерялся бельчонок!». 3 КВАРТАЛ. Задачи: - изучение организма, формирование представлений о ценности здоровья; - формирование представлений по восстановлению и улучшению окружающей среды; - формирование знаний детей о пользе воды и бережном отношении к ней; - изучение проезжей части, формирование представлений о безопасности дорожного движения; - знакомство с лекарственными травами, их использовании при первой помощи, в медицине; - формирование навыков безопасности : не открывать дверь чужим, не брать для игр опасные предметы, лекарства, осторожно обращаться с животными и т. д. ; - формирование представлений о том, что нельзя брать спички, о пожарной безопасности. Формы работы с детьми. 1. Беседы: «Земля – наш общий дом», «Тайны заветных трав», «Знает каждый гражданин этот номер 01», «Как я устроен», «Транспорт в городе», «Труд водителя». 2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», С. Я. Маршак«Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», рассказы о лекарственных травах, о животных, о машинах и дорогах, о труде пожарных, врачей, милиционеров, спасателей. 3. Разучивание стихов, пословиц, загадок об органах человека. 4. Рисование «Здоровье и болезнь». 5. Экспериментирование «Опасная свеча». 6. Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «На пожаре». 7. Целевые прогулки по улице, к остановке автобуса. 8. Дидактические игры «Мы капельки», «Телефон спасения», «Быстро собери человека»,«Прогулка по лесу». 9. Моделирование ситуаций: дым в квартире, найди огнеопасные предметы в доме, «Эй, не стойте слишком близко, я тигрёнок, а не киска» (запрещённые действия с животными). 10. сюжетно-ролевые игры «Больница», «Шофёры». 11. НОД «Азбука безопасности», «Моё здоровье». Формы работы с родителями. 1. наглядная информация: «Овощи в питании детей», «Ваш ребёнок отравился», «Береги зубы с молоду», «Ребёнок и дорога». 2. Консультация медсестры «Если ваш ребёнок отравился». 4 КВАРТАЛ. Задачи. - формирование представление о пользе закаливания; - формирование представлений о воде, её пользе и необходимости, об употреблении только чистой воды; - формирование знаний детей о пользе леса, его необходимости, съедобных и ядовитых грибах, растениях; - формирование представлений о том, что нельзя брать спички, о пожарах, пожарнойбезопасности; - расширять знания о строении человека, его помощниках (уши, глаза, нос); - продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Формы работы с детьми. 1. Мониторинг знаний и умений. 2. Чтение произведений экологической направленности. 3. Беседы: «Поведение на воде», «Солнце друг и враг», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Наши помощники», «Не имей привычку совать нос в домик, где живут спички». 4. Дидактические игры: «Кто живет в воде», «Если б не было леса», «Съедобное- несъедобное», «Машины и пешеходы», «Волшебный светофор», «Быстро собери человека». 5. Моделирование ситуаций: «Пожар», «Животные», «незнакомец», «Травма». Формы работы с родителями. 1. Наглядная информация «Опасные ситуации в природе», «Отдых на природе»,«Ядовитые растения». 2. Консультация медсестры «Детский травматизм, первая помощь». 3. Знакомство с результатами мониторинга. Используемая литература
1. Белая, К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая, В. И. Зимонина, А.А. Кондрыкинская. - Просвещение, 2004г. - издание 4-е. - 94 с. - ISBN 5-09-010385-2. 2. Шорыгина, Т. А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет[Текст] / Т. А. Шорыгина . - М.: ТЦ Сфера, 2007 - 64 с. (Вместе с детьми). - ISBN 978-5-89145-055-4. 6 октября 2020 в 20:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.